06.11. 9.11. (8-А . 8- Б. класс ) русский язык ( 2 урока)
Шестое ноября . Девятое ноября
Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры
Укажите, в каких пунктах представлены предложения.
а)
весна
б)
Весна!
в)
лето
г)
Лето.
д)
Осень...
е)
Осень
ж)
Зима
з)
Зима?
В русском языке порядок слов считается свободным. Однако всякая перестановка словсвязана с изменением значения предложения.
Сравните:
Мать
обрадовала
дочь.
Дочь
обрадовала мать.
Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском
предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место.
На этом основании различаются прямой порядок слов и обратный.
Прямой порядок слов:
1)
подлежащее предшествует сказуемому (снег идёт)
2)
определение стоит перед определяемым словом (пушистый
снег)
3)
дополнение стоит после управляющего слова (заметает дороги)
обстоятельство
образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (медленно опускается).
Обратный порядок – это – нарушение обычного порядка слов в предложении. Выигрышным, значимым
оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот,
отодвигается в конец предложения:
Например,
Удивительное со
мной произошло приключение.
(И. С. Тургенев)
Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным.
(И.С. Тургенев)
Таким образом,
порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор
Нарушение порядка слов в предложении
является основой одного из средств выразительности художественной речи.
Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка
слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической
выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации,
стилистической окраски, торжественности и возвышенности.
Например,
…Но не курится уж под
ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас. (М. Ю. Лермонтов)
Такой порядок
слов помогает автору нарисовать картину заброшенного монастыря.
Важную
роль при произнесении предложений играет интонация.
Интонация
– это ритмико-мелодическая сторона
речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп
речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое
ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом
определяющие смысл высказывания.
Таким образом, интонационными средствами служат пауза,
логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона.
Существуют следующие виды интонации:
·
завершения, разделения, выделения.
·
восклицательная, невосклицательная
·
повествовательная, вопросительная, побудительная
·
перечисления, предупреждения, пояснения
·
звательная
Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации,
выделяется в речи усилением голоса – логическим, смысловым ударением.
Например,
Сестра уехала в Москву. (а не мать)
Сестра уехала в Москву.
(а не улетела)
Сестра уехала в Москву. ( а не в Санкт-Петербург
)Ключевые слова:
порядок слов (прямой и обратный), инверсия, интонация, интонационный средства (пауза, логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона),
Основные понятия:
В русском языке порядок слов считается свободным. Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются прямой порядок слов и обратный.
Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания.
.
Выберите предложение с инверсией определения.
1. Мелодичный звук расплывался по комнате.
2. Петя оделся в отцовскую старую куртку.
3. Он решил помогать детишкам бедным.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитать предложения, обозначить крестиком определяемые слова и подчеркнуть определения.
1. Мелодичный звук (Х) расплывался по комнате.
2. Петя оделся в отцовскую старую куртку(Х).
3. Он решил помогать детишкам(Х) бедным.
2. Определить, в каком предложении согласованное определение стоит после определяемого слова (инверсия определения).
Разбор типового контрольного задания
Укажите предложение с инверсией обстоятельства.
1. Я радостно воспринял эту новость.
2. Я воспринял эту новость радостно.
3. Эту новость я радостно воспринял.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитать предложения, обозначить крестиком главное слово и подчеркнуть обстоятельства.
1. Я радостно воспринял(Х) эту новость.
2. Я воспринял(Х) эту новость радостно.
3. Эту новость я радостно воспринял(Х).
2. Определить, в каком предложении обстоятельство образа действия стоит после глагола-сказуемого (инверсия обстоятельства
Домашнее задание: написать 6 предложений с инверсией ( обстоятельства , определения.сказуемого , подлежащего )
Сочинение-описание памятника культуры
В толковом словаре
Ожегова даны следущие определения слова «памятник»:
ПАМЯТНИК
1.
Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся
личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.
2.
Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники
письменности (древние рукописи). *
Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (напр.,
уникальное дерево, водопад, гейзер). (Толковый словарь Ожегова)
Церковь ПокровА на НерлИ называют шедевром мирового зодчества,
вершиной творчества владимирских мастеров. Поэты сравнивают храм Покрова на
Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда
прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой
безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические
источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на
Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В
память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. Храм был
посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы.
Рисунок 1. Церковь Покрова на Нерли
Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. (рисунок 2)
Рисунок 2.
Так
как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было
сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в
котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был
облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь
остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих
прямо к ее стенам. (рисунок 3)
|
Рисунок 3.
Ощущение
подвижности и полета храму придают слегка наклоненные внутрь стены, что
практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии –
высокие узкие окна, удлиненные колонки. Такие приемы зрительно увеличивают
высоту здания. (рисунок 4 и рисунок 5).
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Стены
церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной
фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке,
двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются
женские маски, птицы, и львы. (рисунок 6 и рисунок 7)
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Многие художники изображали на
своих полотнах этот храм. Мы познакомимся с картинами русских художников Сергея
Герасимова и Сергея Баулина, на которых изображена удивительная по красоте
церковь.
С. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли
С. Баулин. Храм Покрова на Нерли
В центре внимания Сергея Герасимова
не только храм, но и окружающий пейзаж. На переднем плане картины мы видим
зеленую лужайку с желтыми одуванчиками, за ним голубеет река, позади находится
небольшое возвышение, на котором воздвигнут Храм. Его синий купол, освещенный
весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания , так как
Храм изображен издали. Автор картины ставил цель изобразить Храм в окружении
природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где было воздвигнуто
здание Храма. Живописец использовал
яркие краски, что придает картине жизнеутверждающий смысл.
В центре полотна Баулина сам Храм. Он изображает холм, на
котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях:
купол, полуколонны, арочные фризы, пилястры, деревянные ворота. Живописец
подчеркнул особенности архитектуры с помощью игры цвета, он изображает Храм в
более темных красках, наверное, художник писал картину в сентябре или октябре.
Картины двух художников отличаются тем, что авторы поставили
себе разные цели и изобразили Храм с разных планов: один обращает внимание
только на здание Храма, а другой рисует Храме в окружении природы. Обе картины
дополняют друг друга.
Примерный план сочинения-описания памятника
культуры:
1. История памятника.
2. Замысел художника.
3. Воплощение идеи памятника в его общем виде,
деталях, окружении.
4. Впечатление от памятника.
Домашнее задание : написать сочинение - описание по данному плану , используя материал урока .
Комментариев нет:
Отправить комментарий