Страницы

среда, 4 ноября 2020 г.

  06.11.    9.11. (8-А . 8- Б.  класс ) русский язык  ( 2 урока)  

                                  Шестое ноября .   Девятое ноября 


Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры

 

Укажите, в каких пунктах представлены предложения.

а)      весна

б)      Весна!

в)      лето

г)      Лето.

д)      Осень...

е)      Осень

ж)    Зима

з)       Зима?


 В русском языке порядок слов считается свободным. Однако всякая перестановка слов
связана с изменением значения предложения.

Сравните:

Мать обрадовала дочь.

Дочь обрадовала мать.

Несмотря на значительную свободу  порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются  прямой порядок слов и обратный.

Прямой порядок слов: 

1) подлежащее предшествует сказуемому (снег идёт)

2) определение стоит перед определяемым словом (пушистый снег)

3) дополнение стоит после управляющего слова (заметает дороги)

обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (медленно опускается).

Обратный порядок – это нарушение обычного порядка слов в предложении. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Например,

Удивительное со мной произошло приключение. (И. С. Тургенев)

Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. (И.С. Тургенев)

Таким образом, порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор

Нарушение порядка слов в предложении является основой одного из средств выразительности художественной речи.

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Например,

…Но не курится уж под ним 
Кадильниц благовонный дым
Не слышно пенье в поздний час 
Молящих иноков за нас. (М. Ю. Лермонтов)

Такой порядок слов помогает автору нарисовать картину заброшенного монастыря.

Важную роль при произнесении предложений играет интонация.

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания.

Таким образом, интонационными средствами служат пауза, логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона.

Существуют следующие виды интонации:

·                                  завершения, разделения, выделения.

·                                  восклицательная, невосклицательная

·                                  повествовательная, вопросительная, побудительная

·                                  перечисления, предупреждения, пояснения

·                                  звательная

Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим, смысловым ударением.

Например,

Сестра уехала в Москву. (а не мать)

Сестра уехала в Москву. (а не улетела)

Сестра уехала в Москву. ( а не в Санкт-Петербург

)Ключевые слова:

порядок слов (прямой и обратный), инверсия, интонация, интонационный средства (пауза, логическое ударение, темпизменение громкости, изменение тона), 

Основные понятия:

В русском языке порядок слов считается свободным. Несмотря на значительную свободу  порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются  прямой порядок слов и обратный.

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания.


.Разбор типового тренировочного задания

Выберите предложение с инверсией определения.

1.      Мелодичный звук расплывался по комнате.

2.      Петя оделся в отцовскую старую куртку.

3.      Он решил помогать детишкам бедным.

Алгоритм выполнения задания:

1.      Прочитать предложения, обозначить крестиком определяемые слова и подчеркнуть определения.

1.      Мелодичный звук (Х) расплывался по комнате.

2.      Петя оделся в отцовскую старую куртку(Х).

3.      Он решил помогать детишкам(Х) бедным.

2.      Определить, в каком предложении согласованное определение стоит после определяемого слова (инверсия определения).


Разбор типового контрольного задания

Укажите предложение с инверсией обстоятельства.

1.      Я радостно воспринял эту новость.

2.      Я воспринял эту новость радостно.

3.      Эту новость я радостно воспринял.

Алгоритм выполнения задания:

1.      Прочитать предложения, обозначить крестиком главное слово и подчеркнуть обстоятельства.

1.      Я радостно воспринял(Х) эту новость.

2.      Я воспринял(Х) эту новость радостно.

3.      Эту новость я радостно воспринял(Х).

2.      Определить, в каком предложении обстоятельство образа действия стоит после глагола-сказуемого (инверсия обстоятельства

 Домашнее задание: написать 6 предложений с инверсией   ( обстоятельства , определения.сказуемого , подлежащего )  

 

 2 урок   Девятое ноября   

Сочинение-описание памятника культуры

В толковом словаре Ожегова даны следущие определения слова «памятник»:

ПАМЯТНИК

1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск.

2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). *  Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер). (Толковый словарь Ожегова)

Церковь ПокровА на НерлИ  называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы.

Рисунок 1. Церковь Покрова на Нерли


 

Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.  (рисунок 2)


Рисунок 2.

Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. (рисунок 3)

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рисунок 3.

Ощущение подвижности и полета храму придают слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. (рисунок 4 и рисунок 5).


Рисунок 4.



Рисунок 5.

Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы. (рисунок 6 и рисунок 7)

 


Рисунок 6.

Рисунок 7.



Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Мы познакомимся с картинами русских художников Сергея Герасимова и Сергея Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь.

С. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли


С. Баулин. Храм Покрова на Нерли


 


В центре внимания Сергея Герасимова не только храм, но и окружающий пейзаж. На переднем плане картины мы видим зеленую лужайку с желтыми одуванчиками, за ним голубеет ре­ка, позади находится небольшое возвышение, на кото­ром воздвигнут Храм. Его синий купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания , так как Храм изображен издали. Автор картины ставил цель изобразить Храм в окружении приро­ды, чтобы подчеркнуть величие свя­щенного места, где было воздвигнуто здание Хра­ма.  Живописец использовал яркие краски, что придает картине жизнеутверждающий смысл.

В центре полотна Баулина сам Храм. Он изоб­ражает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробно­стях: купол, полуколонны, арочные фризы, пилястры, деревянные ворота. Живописец подчеркнул особенности архитектуры с помощью игры цвета, он изображает Храм в более темных красках, наверное, художник писал картину в сентябре или октябре.

Картины двух художников отличаются тем, что авторы поставили себе разные цели и изобразили Храм с разных планов: один обращает внимание только на здание Храма, а другой рисует Храме в окружении приро­ды. Обе картины дополняют друг друга.

Примерный план сочинения-описания памятника культуры:

1. История памятника.

2. Замысел художника.

3. Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении.

4. Впечатление от памятника.

 

 Домашнее задание :  написать сочинение - описание по  данному плану , используя материал урока .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  05.11 . 09.11 . 6б класс   русский язык   ( 2 урока)                                                     Пятое ноября    Диалектизмы. ...