Страницы

воскресенье, 1 ноября 2020 г.

 

03. 11. 10-А класс русский язык

 Тема. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Просмотрите видеоурок по теме

https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=обобщающее%2Bповторение%2B%2Bфонетики%2B.%2Bграфики%2C%2Bорфоэпии%2B10%2Bкласс&fm=1&rf=https%253A%252F%252Fgo.mail.ru%252F&d=3857906673782451439&sig=96136110b4&s=youtube
 Задания выполните на двойных листах ,  сдать    06.11   

1.
- Расставьте ударение в словах (выделите букву, на которую падает ударение).

Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, локотник, гравировать, баловать, астролог, памятуя, закупорить, позвонит.


2.    
Ответьте на вопросы.


- Какой раздел науки о языке помогает расставить ударение в словах?

- Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией?


3.    
Работа со схемой.
 





Орфоэпическая норма

Норма ударения  .Норма произношения
- Во многих языках постановка ударения не вызывает трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например:  в польском языке ударение падает на предпоследний слог, во французском – на последний. А в русском языке ударение усвоить трудно, так как оно разноместно и подвижно.

Пример: домик, телега, старожил;

стрела – стрелы.

- Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой. Если сомневаешься при произношении слова, следует обращаться к орфоэпическому словарю.


4.    
Повторение фонетики. При затруднении обратитесь к справочнику


Д. Э. Розенталя «Русский язык».

- Как называется кратчайшая звуковая единица? (_________________ ).

- Подбери пары слов, различающихся одним звуком. (_______________ ).

- В чем различие звука и буквы? (_______________________________ ).

- Назовите буквы, обозначающие два звука. При каких условиях дают два звука? ( ___________________________________________________ ).

- Сколько согласных звуков в русском языке? (__________________ ).

- Какие пары можно из них составить? (________________________ ).

- Какие звуки не являются парными? (_________________________ ).

- Сколько в русском языке гласных звуков? (____________________).

Чем различаются гласные и согласные звуки? (__________________ ).




Знакомство с основными фонетическими процессами.

1.    
Познакомься с материалом, постарайся запомнить. 


- К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция,

2) оглушение,

3) озвончение,

4) смягчение,

5) стяжение,

6) выпадение.

Редукция – это процесс ослабления произношения гласных звуков в безударной позиции: дом – дома.

Оглушение (ассимиляция по глухости) – процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб.

Озвончение (ассимиляция по звонкости) – процесс, при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать.

Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких: казнь.

Стяжение –процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносятся как один долгий звук (например, сочетание ться произносится как ца).

Выпадение (упрощение) – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук: солнце.


2.    
Практическая работа.


Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах: кружка, молотьба, зуб, сбруя, обижаться, мужчина.

 Домашняя работа .  Написать план сочинения на тему : Что такое  патриотизм? Подготовить материал к данной теме.

 

 

 

 

03.11 6б класс литература

Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

 Прсмотрите видео по теме урока

https://www.youtube.com/watch?v=Mp1IW5t3njg

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии  еще  в XV—XIV  вв.  до н.  э.  Переселение  в Малую  Азию  было  связано с перенаселением  Греции.  Ощущая  потребность  в новых  землях,  Эллада (Греция)  все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Война  с Троей  требовала  большой  армии,  а следовательно,  объединения  греческих династов.  Не все  из них  хотели  идти  на Трою,  но страх  перед  главным  организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.

Незадолго  до 1200 г.  до н.  э. Троя  была  полностью  разрушена. Это  был  героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.

- Ребята, то, что я вам сейчас рассказала, это история или миф?

(История)

Да. Такова историческая основа Троянской войны.

В мифах  и легендах  это  объясняется  по-другому.  Причина  войны —  похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.

Парис  был  судьей  в споре  трех  главных  греческих  богинь:  Геры,  Афины и Афродиты —  за звание  самой  красивой. Он должен  был  одной из них  вручить  золотое яблоко (яблоко раздора).

Парис  присудил  яблоко  Афродите,  и она  помогла  ему  похитить  самую  прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая.  

В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались  вооруженные  греки, —  на десятом  году  сражений  была  взята  и разрушена 
Троя.

-А это что было: история или мифы?

-Мифы

-Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с поэмой , где   описаны  приключения  Одиссея  на пути  домой.

А написал эту поэму Гомер. Написана она не так, как пишут современные стихи. Написана она гекзаметром.

Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в середине третьей или четвертой стопы.

 Запишите термин в тетрадь.

 Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно, он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э

 В учебнике литературы прочитайте главы из поэмы



 


 


 

 

Домашнее задание:

1. Дочитать выразительно «Одиссею»

2. Нарисовать картинку к тому эпизоду, который вам больше всего понравился.

 

 


 

 


 


 

 












 

03.11. 6б класс  русский язык   ( 2 урока)

                                                     Третье ноября 

 Общеупотребительные слова. Профессионализмы

 Просмотрите видеоурок по данной темеhttps://www.youtube.com/watch?

v=BjCQZObvVVQ 

                                       Перепишите  сведения из таблицы  в тетрадь 

  Работа с таблицей «Лексика с точки зрения словоупотребления».

Общеупотребительные

Слова

Слова, употребляемые всеми людьми, независимо от профессии и места жительства.

Отец, мать; красивый, длинный; ходить, говорить.

Профессиональные слова (профессионализмы)

Слова, употребляемые людьми одной профессии.

Множитель, числитель; рецепт, диагноз; циркуль, лекала.

Диалектные слова (диалектизмы)

Слова, употребляемые жителями одной области.

Стёжка (тропинка), горбыль (сазан), ерик, ильмень.

Жаргонные слова (жаргонизмы)

Слова, употребляемые определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия.

Тачка (такси), стрелка (встреча).

 

                                            







                                                                          

A1. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

1) Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Пожухла трава на полях.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
4) На стене висела старинная картина.

А2. Укажите предложение, в котором есть профессионализм

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.
2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
3) Эспланада-это широкая улица с аллеями.
4) Спелая земляника прятала свои ягоды в траве.

А3. Укажите верное утверждение

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.
2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной спе­циальности, профессии.
4) Диалектизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой соци­альной или возрастной средой.

А4. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

1) Во поле берёзонька стояла.
2) Туристы зашли в дремучий бор.
3) Бригада работала засучив рукава.
4) Цыплят по осени считают.

А5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром — жаргонизм
2) тихий-громкий — антонимы
3) земля — необщеупотребительное слово
4) делать из мухи слона — фразеологизм

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Слушай, вчера по ящику такой фильм клёвый показали!

B1. Выпишите из предложения жаргонизм(-ы).

В2. Замените жаргонизмы общеупотребительными словами.

C1. Напишите, согласны ли вы с мнением языковеда Л.И. Скворцова: «Употребле­ние жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь


Домашнее задание :  составьте текст ,связанный с  профессией своих родителей , используя профессионализмы.  

 6-б класс      русский язык    (2 урок)      

                                               

                                           Второе ноября

 

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине А.М.Герасимова «После дождя». 

Знакомство с художником и его картиной

 Александр Михайлович Герасимов – «После дождя» (Мокрая терраса) 1935

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов (сегодня это  г. Мичуринск в нашей Тамбовской области). Здесь и была создана любимая многими картина. Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании.

 Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо - вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо. Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? 



1.       Рассматривание картины.

 

- У картины два названия - «После дождя. Мокрая терраса». Рассмотрите картину , после внимательного просмотра ответьте на вопросы , ответы запишите в черновик , они помогут вам при последующем описании картины .

 

- Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся   на террасе.

- Что находится на заднем плане картины?

-  Какие краски использовал художник для   создания картины?

- Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.

- Каким настроением пронизана картина?

-Чем же так привлекательно произведение для нас?

 

  Для помощи вам слова для лучшего описания

Образование с записанными словами словосочетаний по микротемам.

 Освещены солнечным светом, привлекает внимание, на переднем (заднем плане), нежные неброские тона, мокрый пол террасы, омытая дождем, перевёрнутый стакан, порывы ветра, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках,  выглянуло солнышко,  букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе …и др.

 Работа с текстом. Лексическая работа. Перед вами   отрывок из сочинения-описания.  Им необходимо вставить в тексте пропущенные слова, использовать слова для справок

Прочитать по очереди  вслух. Только что прошёл… дождь. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом… блеск, …свет. А как хорошо на …террасе после дождя! Здесь всё пропитано влагой:…, …, …. На всех предметах ещё много воды. В стеклянном кувшине стоят … розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит… стакан: видно, что дождь был …. Пропитались влагой … кусты и …деревья в саду. На …ветвях блестит …, умытая ливнем листва.

 Слова для справок:  сильный,  летний,  влажный,  неяркий,  солнечный, перила, скамья, пол и крышка стола, опрокинутый, сильный, красивый, свежий, мокрый, сырой, густой, частый.

 Работа с синонимами, которые  непременно нужно  использовать в сочинении: картина, художник, нарисовал (проговаривают, записывают)

• Картина - полотно, пейзаж.

• Художник - живописец, пейзажист.

• Нарисовал - изобразил, показал.

 Словарно-орфографическая работа.

Слова для запоминания : терраса, перила;  синонимы: мокрый, влажный, сырой; густой, частый, плотный; исчезать, пропадать, теряться.

 

 

7. Работа над планом сочинения (развитие творческого воображения, логического мышления).  Один из планов  написать перед сочинением

 

                      План

I Вступление Картина Герасимова  «После дождя».

II. Основная часть.

1. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

2. Сад после дождя.

IIIЗаключение. Мое впечатление о картине.

 

План

1. Сад после дождя

2.  Картина Герасимова «После дождя».

  3.  Мое впечатление о картине.

4. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.

 

 

 Создание письменного  текста  (чернового варианта сочинения), формирование умения пользоваться языковыми средствами русского языка в письменной речи.

 Домашнее задание:  написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» до 05.11 .

 

  05.11 . 09.11 . 6б класс   русский язык   ( 2 урока)                                                     Пятое ноября    Диалектизмы. ...