03. 11. 10-А
класс русский язык
Тема. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Просмотрите видеоурок по теме
https://go.mail.ru/search_video?fr=main&frm=main&q=обобщающее%2Bповторение%2B%2Bфонетики%2B.%2Bграфики%2C%2Bорфоэпии%2B10%2Bкласс&fm=1&rf=https%253A%252F%252Fgo.mail.ru%252F&d=3857906673782451439&sig=96136110b4&s=youtube
Задания выполните на двойных листах
, сдать 06.11
1.
- Расставьте ударение в словах (выделите букву,
на которую падает ударение).
Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение,
ходатайство, локотник, гравировать, баловать, астролог, памятуя, закупорить,
позвонит.
2.
Ответьте на вопросы.
- Какой раздел науки о языке помогает расставить
ударение в словах?
- Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией?
3.
Работа со схемой.
Орфоэпическая норма
Норма ударения .Норма произношения
- Во многих языках постановка ударения не
вызывает трудностей, потому что ударение там фиксированное. Например: в польском языке ударение падает на
предпоследний слог, во французском – на последний. А в русском языке ударение
усвоить трудно, так как оно разноместно и подвижно.
Пример: домик, телега, старожил;
стрела – стрелы.
- Любое отклонение от нормы является речевой
ошибкой. Если сомневаешься при произношении слова, следует обращаться к
орфоэпическому словарю.
4.
Повторение фонетики. При затруднении обратитесь к справочнику
Д. Э. Розенталя «Русский язык».
- Как называется кратчайшая звуковая единица?
(_________________ ).
- Подбери пары слов, различающихся одним звуком.
(_______________ ).
- В чем различие звука и буквы?
(_______________________________ ).
- Назовите буквы, обозначающие два звука. При
каких условиях дают два звука? (
___________________________________________________ ).
- Сколько согласных звуков в русском языке?
(__________________ ).
- Какие пары можно из них составить?
(________________________ ).
- Какие звуки не являются парными? (_________________________
).
- Сколько в русском языке гласных звуков?
(____________________).
Чем различаются гласные и согласные звуки?
(__________________ ).
Знакомство с основными фонетическими процессами.
1.
Познакомься с материалом, постарайся запомнить.
- К основным фонетическим процессам,
происходящим в слове, относятся: 1) редукция,
2) оглушение,
3) озвончение,
4) смягчение,
5) стяжение,
6) выпадение.
Редукция – это процесс ослабления произношения гласных звуков в безударной
позиции: дом – дома.
Оглушение (ассимиляция по глухости) – процесс, при котором звонкие согласные
перед глухими и на конце слова произносятся как глухие: дуб.
Озвончение (ассимиляция по звонкости) – процесс, при котором глухие в
положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать.
Смягчение – процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под
влиянием последующих мягких: казнь.
Стяжение –процесс, при котором сочетание нескольких разнородных согласных
произносятся как один долгий звук (например, сочетание ться произносится как
ца).
Выпадение (упрощение) – процесс, при котором в сочетаниях согласных стн,
здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука, хотя на письме
употребляется буква, обозначающая этот звук: солнце.
2.
Практическая работа.
Охарактеризуйте фонетические процессы,
происходящие в словах: кружка, молотьба, зуб, сбруя, обижаться,
мужчина.
Домашняя работа . Написать план сочинения на тему : Что такое патриотизм? Подготовить материал к данной теме.